Главная » 2010 Сентябрь 19 » Один день из жизни IT-команды...
21:08 Один день из жизни IT-команды... | |
Обычная жизнь IT-команды: ужас, слезы, трагедия, комедия и драма в одном флаконе. А руководитель отдела – это тот несчастный режиссер, который и должен обеспечить заказчику обязательный хеппи-энд. А как, если у него под началом одни супергерои, которым ТЗ не писано и тайм-план не указ? Представляем вам новый рассказ в рубрике «Один день из жизни»!
Кто он, руководитель IT-команды? Компания Дефенс: огнезащита деревянных конструкций по низкой стоимости. Профессиональная огнезащитная обработка. Многие скептики прокомментируют: «Об этом уже только ленивый не говорил и не писал». Возможно, но мне стало интересно ваше мнение. Рыба и снеки: российская рыба со склада. От компании FISHKA. Цитировать классическое представление менеджера я, конечно, не буду в силу того, что классический менеджер везде описан без привязки к подчиненным, а подчиненные, как оно водится, в реальности сильно разные. «Разные программисты? Ха-ха !» − скажите вы. Программисты везде одинаковые, они все очень умные и любят кодировать не то, что реально нужно, и в те сроки, которые им интересны, а не заказчику нужны. Компания Олимп: межкомнатные двери купить дешево. Реализация по доступным ценам. И даже в этом я с вами соглашусь, но… Но именно с этого места я попробую описать свои мытарства по управлению той самой IT-командой. IT-команда у нас большая: отдел сетевых технологий, отдел информационных разработок, отдел автоматизированных систем управления технологическими процессами, отдел эксплуатации компьютерной техники и средств автоматизации, отдел внедрения и сопровождения. Персонажей хватит на все жанры кинематографа, от мультяшных героев и мелодраматических актрис до фантастических дуэтов (трио и т.д.) и монстров из фильмов ужасов. Конечно, такая интерпретация IT-команды вам покажется странной, но через призму кино проще прописать роли каждого члена команды. Теперь моя задача, используя классические сценарии каждого киножанра и устоявшийся актерский состав, срежиссировать хепи-энд для заказчика. И это практически при неизменяемом бюджете фильма, так как форма оплаты у нас повременная. Естественно. есть часть бюджета, отвечающая за премирование, но она составляет мизерную часть бюджета IT-инфраструктуры. Итак, проект. Недвижимость в Белгородской области Вот было бы здорово, если бы проект был один! Но по сценарию фильма ужасов или триллера, беда ни когда не приходит одна, проектов сразу пять. Холодильное оборудование от компании Север: цена холодильной камеры. Продажа морозильных камер. Я взяла среднедневное значение по перечню активных проектных задач на последние три месяца. Продюсер – он же заказчик, как оно водится в кино (к сожалению, у нас так же как в кино), хочет просто классную автоматизированную систему, чтобы окупить вложенные средства и приложить для этого минимум усилий. Заказ, как правило, сводится к описанию результата. Не самый плохой вариант, кстати, вот если заказ состоит в автоматизации просто процесса, тут приходится сильно поднатужиться, потому что положительный эффект приходится выдумывать самостоятельно. И по опыту наш результат редко соответствует представлению заказчика. Такая постановка задачи возникает от безысходности: есть проблемы на каком-то участке, они витают в воздухе, но не осмыслены. И тогда заказчик декларирует: «А давайте автоматизируем бардак, а там посмотрим, как бардак привести в порядок». Никто этого не произносит вслух, но мы-то знаем, если есть задача автоматизировать процесс, значит, положительного результата никто еще не знает. В порядок приводим, конечно, в основном силами нескончаемых переписываний системы по автоматизации бардака. К нашему великому сожалению, заказов по автоматизации процесса – большинство! Сейчас некоторые начнут учить, как правильно брать заказ: что спросить, как интервьюировать, даже наверняка дадут ссылку на анкету, где прямо по порядочку: кто заказчик, кто исполнитель, где эффект, какая цель. Но! У нас продюсер не такой! У нас продюсер золотой! Он не собирается выкладывать то, что подразумевает тихо про себя, ведь мы профессионалы, а он уже сказал, что хотел, и спрашивать его второй раз нельзя, потому что он не попугай повторять! Он просто вызывает, выкрикивает задачу, чем выше децибелы, тем задача серьезнее, и, собственно, дальше начинается наша работа. Постановщики, как истинные детективы, по всем жанрам детективного кино, расследуют убийство! Причем, сама трагедия случится позже, когда проект отдадут в эксплуатацию. А пока они только предполагают, что убийство произошло. Тут важно понимать, что убивать будут людей, задействованных в проекте, а не пользователей или заказчиков . Постановщики, входя в образ Эркюля Пуаро и мисс Марпл, должны не спугнуть убийцу, напротив, усыпить его бдительность рассказами о перспективах снижения нагрузки и возможности исполнять тот же объем работы с меньшими усилиями всех органов. Убийцу по заказу выбирает тоже детектив, почему-то продюсер редко называет исполнителя. И, окончательно усыпив бдительность исполнителя, можно избежать убийства или в лучшем случае наказания. Но! Снова возникает «но». Сроки и ресурсы не позволяют воплотить задуманное и желаемое в жизнь в полном объеме. Постановщик в короткие сроки пишет первый вариант технического задания, выстраивая текст таким образом, что каждое требование станет оправданием убийцы в будущем. Оправдать требования «убийцы» можно, конечно, заручившись соответствующими нормативными актами или существующими практиками. При любом изменении сценария после постановки, этот подход оправдан! И каково, вы думаете, управлять детективами, этими дипломатами и хитрецами? Они знают и придумывают задачу, а значит и преступление, сами. Они знают свои слабые места и видят промахи. Убийца мотивируется низменными желаниями не работать, то есть пользователь не намерен убивать замысловато, а это отличная защита для детектива, который ленится раскрыть замысловатое преступление. Что же делать режиссеру? Как заставить детектива работать так, чтобы убийства не было и вовсе? Ни нашла иного способа, кроме как разделить ответственность с разработчиком, то есть с жертвой. Когда детектив сам становится жертвой, у него открывается второе дыхание. Голливуд предлагает в защиту это сценария целую кучу продуктов с хэпи-эндом. Итак, задача поставлена, ТЗ написано. Уважаемые разработчики взяли его в работу. Какой жанр кино выберете вы для описания процесса изучения технического задания? Я считаю, что это психологический триллер-драма. Чем отличается детектив от триллера? Триллер – это повествование от лица преступника или от лица жертвы, наш случай второй! Кроме того, если в детективе рассказ идет назад – к разгадке, то в триллере вперед – к катастрофе. Что самое интересное в нашем случае: программист считает, что он – жертва не пользователя, добрейшей души человека, мучающегося в корчах от отсутствия автоматизированного участка работы, а злого постановщика, который не понимает, какие блага программист может дать благодарному пользователю. Что делать мне? Как повернуть сюжет триллера, где катастрофой надо считать не выполнение поставленной задачи? А трансформация поставленной задачи будет напоминать фантастическое мультипликационное комедийное действо, где постановщик чудный, но тупой кот Том, а программист, милый, умный, хитрый мышонок – жертва Джери? Можно конечно провести параллель и с нашим мультиком «Ну погоди!». Но тут постановщики не соответствуют по образу Волку. Просто не похожи и все, ни какой русофобии. И тут режиссер настаивает на репетиции! Во время репетиции-совещания оказывается, что сюжет не так уж туповат, а требования не безосновательны. Теперь, в общем-то, можно приступить к разработке, то есть спрашивать невесомые детали и опускать весомые требования. И что самое печальное, после первого прочтения ТЗ программист больше практически к этому документу не обращается. У вас не так? Я вам завидую! У нас программист, буквально еще вчера бывшая жертва, вдруг становится настоящим супергероем и творит такое, что неподвластно простому человеку. Он спасает пользователя от ручной работы во имя всеобщего блага, а не во имя решения поставленной задачи! Взмахивая плащом и мечом, он покоряет поставленную задачу, привлекая все свои сверхспособности по растягиванию времени, по потере интереса к новой задаче, по привлечению интернет-сообществ к решению глобальных проблем астрономического характера или проблем рынка ценных бумаг, а то и всемогущества корпорации Microsoft. В общем на практике: время работы предназначено для работы, время отдыха предназначено для отдыха. Причем, время отдыха у наших программистов нередко случается прямо на работе, а во время работы переползает почему-то на выходные дни. Конечно, это не самая большая проблема, и решается она при помощи постановщика, который на сроки завязан не меньше, чем программист, и собственно, именно он постоянно теребит программиста. А если этого оказывается мало, к процессу подключается руководитель большего ранга и децибелами устраняет все препятствия для нормальной работы нашего супергероя. Этот много итерационный процесс побуждения супергероя к его прямым обязанностям наконец завершается первым релизом программы. «Фууу… кажись сделали», − расслабляется программист, и дальше свое вещание продолжает канал Animal Planet. Теперь постановщик пытается понять, как работать в программе. А программу сдавать надо было еще неделю назад, но ведь технические сложности могут оправдать все и оттянуть дату казни! Дальше простой мартышкин труд, нужно нажать и отжать все кнопки и получить все то, что ты написал в техническом задании. Вот тут-то и обнаруживается, что задание не выполнено, сроки все прошли, пользователя учить надо, а программа даже по самым минимальным требованиям работает с ошибками. Вы видели когда-нибудь, как охотятся хищники? Как загоняют какую-то выбившуюся из стаи резвую козу или антилопу? Постановщик в этот момент похож ровно на эту козу или антилопу. Пользователю уже пора все показывать, программа еще не работает, продюсер уже просит прибыль, программист не может работать по постоянно меняющимся требованиям, и еще нужно подготовить всю документацию для поддержки и пользователя. В общем фашисты везде, а отступать не куда, за нами Москва. IT-руководитель, кто он сейчас? Сейчас он главнокомандующий: солдат нужно беречь, отбиваться от всех нападок, даже объективных, победу обеспечить любыми средствами! Часть работы взвалить на передовую, там сосредоточены все силы службы поддержки и эксплуатации, в тылу беречь программистов, в бой бросать постановщиков, как тяжелую артиллерию, сетевой отдел должен обеспечить бесперебойную работу по архивации ежедневных копий рабочей базы, потому что работоспособность системы и адекватность пользователя под большим вопросом. Две недели ежедневного боя, закачиваются кровопролитной победой! Празднуется день сдачи системы в эксплуатацию. Теперь можно дописывать задуманное вначале в течение следующего срока разработки, равному, а то и превышающему первый. Заметьте, что в результате герои все, как постановщики, так и программисты, а на передовой и вовсе молодцы! Ведь первый этап психологической разгрузки пользователей происходит именно в этом подразделении. А они замотивированы всячески помочь пользователю и не подставить разработчика. Наша поддержка и эксплуатация – это наше лицо, а лицом в грязь нельзя, слава богу, они стараются не падать! И Павлики Морозовы им не пример. Их работа очень похожа на мелодраму. Любое общение с пользователем они сводят к тому, что раскрывают духовный и чувственный мир героев (разработчиков) в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контраста: добро и зло, любовь и ненависть. Они помогают постичь новые аспекты работы пользователя, обучая пользователя тому, чего сами не понимают. Одним словом всячески оправдывая это жанр, мелодрама − «трагедия для простых душ». Вот они, будни IT-команды. Ответить на вопрос «кто он, руководитель ИТ команды?» я попыталась. Опуская строгое правило успешного менеджмента, включающее в себя: планирование, контроль и мотивацию, хочется включить в эту профессию немного творчества. Возможно, проект после такой режиссуры окажется провальным у вас, но у нас он успешен. Это нелегкий труд, постоянно режиссировать кино разных жанров, с одними и теми же продюсерами и постоянно меняющимися зрителями. Радует только то, что актерский состав не так уж меняется, и ты можешь рассчитывать на их способности, как бы сложно не было! P.S. Вы спросите, где же ужасы? Ужасы видят пользователи, когда знакомятся с нашим новым продуктом. Кино – это жанр, призванный напугать зрителя, вселить чувство тревоги и страха, создать напряжённую атмосферу и мучительного ожидания чего-то ужасного или неопределенного. И я вас уверяю, так встречают практически каждую программу, но, когда спадает пелена неопределенности, пользователь становится счастливым, словно справедливость восторжествовала, а маньяк или другой антигерой был побежден! | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Вход
Файлы CS 1.6
Инфа по CS 1.6
Меню сайта
Наш опрос
Статистика